ОПТИКОМ

Критерии экологичной упаковки или как правильно «перейти на зеленое»

21.01.2020

Анна Сычева о том, каким критериям должна соответствовать экологичная упаковка

В январском номере журнала «Молочная промышленность» за 2020 год вышел материал Анны Сычевой, руководителя направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом», в котором экспертно рассматриваются критерии экологичности упаковки.

Экологичность – один из главных глобальных трендов в области упаковки. В последние годы этот вопрос все более актуален и для России: по данным Ipsos Online Panel, 79% россиян обеспокоены использования одноразовых товаров, а для 44% вопрос самым насущным является вопрос переработки отходов.

Все больше производителей идут навстречу идеям ответственного потребления, стремясь предложить товары в экологичной упаковке. И все больше они допускают ошибок. К примеру, к экоупаковке безосновательно относят:

  • Пакеты из оксоразлагаемого пластика – а по сути, обычного полиэтилена со специальной добавкой, которая под действием кислорода ускоряет его распад на микрочастицы пластиковой пыли. 99% так называемых «биоразлагаемых» пакетов на российском рынке – это именно такие пакеты.
  • Упаковку из кукурузного крахмала. Такая упаковка тоже преподносится как «экологичная» и «биоразлагаемая». Но по факту, этот материал содержит до 50% полипропилена, в результате чего он не способен к полному разложению в окружающей среде и не может быть переработан.

Даже допущенные непреднамеренно, такие ошибки влекут за собой репутационные риски, рост недоверия покупателей к экологически ответственным брендам, а нередко и дополнительные затраты.

Но неужели экологичная упаковка – это просто маркетинговый миф? Вовсе нет. Просто ответ на вопрос о том, что это такое, никак не укладывается в краткое определение. В «Глобальном протоколе по упаковке для устойчивого развития» приводится 12 критериев экологичности упаковки на 34 страницах. Именно этим документом руководствуются участники организации Consumer Goods Forum, которая объединяет более 400 товаропроизводителей и ритейлеров из 70 стран мира, включая российские розничные сети «Магнит» и X5 Retail Group.

Для тех, кто хочет грамотно «перейти на зеленое», но пока не готов штудировать международные документы, мы постарались кратко изложить самую суть простым и понятным языком, остановившись на восьми ключевых критериях.

8 критериев экологичности упаковки

1. Вес. Девиз экологичной упаковки – ничего лишнего, в том числе веса. Оптимальным считается минимальный вес, позволяющий упаковать продукт качественно, без ущерба для его хранения и транспортировки. Определяется стандартами EN 13428 или ISO 18602. 2. Отходы производства. С одной стороны, важно снизить объем образующихся отходов производства, таких как брак упаковки, излишки и брак материала, побочные продукты, образующиеся в процессе производства, сборки, наполнения и транспортировки упаковки. С другой стороны, те отходы, которые все-таки образуются, необходимо передавать на переработку. 3. Содержание вторсырья. Экологическим преимуществом считается наличие вторично переработанного сырья в составе упаковки. 4. Содержание возобновляемых материалов. Экологичность упаковки повышается, если в составе есть материалы на основе биомассы. При этом источник растительного сырья должен использоваться устойчиво – так, чтобы необходимые для этого природные ресурсы возобновлялись без истощения. 5. Содержание сырья из ответственно управляемых источников. Самый очевидный пример – бумага или картон с сертификатом ответственного лесоуправления FSC. Знак в виде зеленого дерева с «галочкой» узнают во всем мире: он гарантирует, что древесина для производства материала заготавливалась устойчивым путем – так, чтобы потребляемые лесные ресурсы полностью восстанавливались, сохранялось биоразнообразие, а редкие виды находились под защитой. 6. Возможность повторного использования. Выбирая для продукции более экологичную упаковку, можно отдать предпочтение той, которая пригодна для повторного использования и способна выдержать несколько циклов эксплуатации. При этом эксперты предлагают руководствоваться международными стандартами EN 13429 или ISO 18603. 7. Транспортная эффективность упаковки. Экологически предпочтительна упаковка, которая позволяет «не возить воздух» как внутри упаковки с продуктом, так и в составе транспортной упаковки. Благодаря оптимизации формы упаковки снижается углеродный след. 8. Пригодность к переработке в конкретном регионе. Говорят, что дорога в ад вымощена добрыми намерениями. Аналогичным образом, свалки полны упаковки, сделанной из перерабатываемых материалов. Поэтому, выбирая экологичную упаковку, важно найти не просто перерабатываемую, а ту, которую ваши потребители действительно смогут сдать на переработку в своем регионе. Рассмотрим этот пункт подробнее.

Сегодня в Москве довольно легко сдать на переработку неламинированную бумагу, картон, стекло, алюминий, жесть. Гораздо сложнее дело обстоит с многослойной упаковкой: ее принимают далеко не во всех пунктах.

Что же касается пластиковой упаковки, то ее пригодность к переработке зависит от конкретного полимера, из которого она изготовлена. Чтобы определить его, обратите внимание на цифру в треугольнике из стрелочек на дне упаковки. Таким цифровым (или буквенным) кодом производитель упаковки обязан маркировать свою продукцию в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза.

изображение

Цифра 1 в треугольнике из стрелок Полиэтилентерефталат (ПЭТ). Пригоден к многократной переработке. Например, в Москве ПЭТ-бутылки из-под напитков принимаются на переработку почти повсеместно, а также отсортировываются из смешанных отходов. Используя бутылки из ПЭТ, вы можете быть уверены: они с высокой вероятностью будут переработаны в новую продукцию.

Иначе обстоит ситуация с небутылочным ПЭТ. Пищевые контейнеры и лотки с маркировкой «1» сдать на переработку очень непросто.

изображение

Цифра 2 в треугольнике из стрелок Полиэтилен низкого давления (ПНД). Из этого пластика изготавливают бутылки для питьевых йогуртов и других продуктов. Такую упаковку достаточно легко сдать на переработку.

изображение

Цифра 3 в треугольнике из стрелок Поливинилхлорид (ПВХ). Контейнеры для холодных продуктов и кондитерских изделий с такой маркировкой не подлежат переработке не только в России, но и во всем мире. А при сжигании они выделяют токсичный хлороводород. Рекомендуем отказаться от такой упаковки!

изображение

Цифра 4 в треугольнике из стрелок Полиэтилен высокого давления (ПВД). Из этого полимера производят фасовочные пакеты и пакеты-майки. При наличии маркировки они могут быть повторно переработаны, но в реальности их принимают лишь немногие пункты.

изображение

Цифра 5 в треугольнике из стрелок Полипропилен (ПП). Контейнеры для полипропилена подходят как для холодных, так и для горячих продуктов. Такую упаковку можно сдать на переработку.

изображение

Цифра 6 в треугольнике из стрелок Полистирол (ПС), вспененный полистирол (ВПС). Контейнеры и лотки для холодных и горячих продуктов, супницы, ланчбоксы из полистирола пригодны к переработке, но на практике почти всегда попадают на свалку, так как сдать их непросто.

изображение

Цифра 7 в треугольнике из стрелок Прочее. В эту обширную категорию попадают все прочие виды пластиков, а также многослойная пластиковая упаковка (например, для сыров). Пластик с такой маркировкой непригоден для переработки.

Итак, чтобы выбрать более экологичную упаковку, для начала по возможности откажитесь от пластиков с номерами 3 и 7, которые гарантированно попадают на свалку. Помимо этого, следует избегать следующих решений.

  • Пластик черного цвета. Любой вид пластика сильно теряет в стоимости, если в него добавлен черный пигмент, ведь после переработки его невозможно перекрасить, и потому нужно перерабатывать отдельно. Это дорого и долго, поэтому заготовители предпочитают просто не принимать упаковку черного цвета.
  • Пластиковая бутылка с ПВХ-рукавом или упаковка с трудноотделяемой этикеткой – все это затрудняет переработку.

Таким образом, из всего многообразия пластиковой упаковки в нашей стране экологически предпочтительны бутылки из прозрачного ПЭТ и белого ПНД без термоусадочной пленки из ПВХ, а также прозрачный и белый полипропилен с легко смываемой этикеткой, без пластиковых стикеров, затрудняющих переработку.

Таким образом, из всего многообразия пластиковой упаковки в нашей стране экологически предпочтительны бутылки из прозрачного ПЭТ и белого ПНД без термоусадочной пленки из ПВХ, а также прозрачный и белый полипропилен с легко смываемой этикеткой, без пластиковых стикеров, затрудняющих переработку.

Так что же выбрать?

Глядя на список критериев экологичности упаковки, нетрудно растеряться. Так что же все-таки выбрать? Загляните в специальный онлайн-каталог «Экологичные решения», который подготовила компания «ОптиКом» – поставщик упаковки и расходных материалов для бизнеса. Предлагая упаковку с экологическими преимуществами, компания опирается на актуальные научные сведения и достоверные факты. «ОптиКом» также реализует собственные экологические инициативы. К примеру, в рамках сервиса «Бумаговорот» компания помогает своим партнерам организовать в офисе сбор бумаги и передачу ее на переработку. За два года к сервису подключились 90 компаний, которые спасли от свалки более 60 тонн бумажных отходов. Из собранной макулатуры производится бумажная упаковка и бумажно-гигиеническая продукция.

изображение

Похожие публикации

Нужно ли сортировать отходы  или всё в итоге идёт в один контейнер?

Нужно ли сортировать отходы или всё в итоге идёт в один контейнер?

Давайте рассмотрим на конкретных примерах распространенное мнение о том, что сортировка отходов не имеет смысла, поскольку все равно весь мусор смешивается в один контейнер.

Макулатура: От мифа к реальности. Что нужно знать о переработке бумаги?

Макулатура: От мифа к реальности. Что нужно знать о переработке бумаги?

Мы привыкли видеть макулатуру как спасение для деревьев и способ уменьшить количество отходов. Но так ли просто все на самом деле? Действительно ли вся бумага подходит для переработки и что с ней происходит потом? Давайте разберемся!

Рыбное производство

Рыбное производство

Щелочная коррозия алюминия на оборудовании рыбоперерабатывающего производства

Как обеспечить пищевую безопасность на птицеперерабатывающем предприятии?

Как обеспечить пищевую безопасность на птицеперерабатывающем предприятии?

Одна из услуг, которую поставляет технологический отдел компании «ОПТИКОМ» — это аудит объектов пищевой промышленности.

Как средства Ph обеспечивают пищевую безопасность

Как средства Ph обеспечивают пищевую безопасность

Один день на мясном производстве

«Удивительный лес»: Приглашаем вас принять участие в благотворительной акции по высадке деревьев!

«Удивительный лес»: Приглашаем вас принять участие в благотворительной акции по высадке деревьев!

Это удивительное мероприятие, где люди с аутизмом, авантюризмом, артистизмом и другими особенностями собираются вместе, чтобы отлично провести время на природе, лучше узнать друг друга, подружиться и вместе посадить деревья. Вместе с учредителями фонда и профессиональными лесниками мы посадим тысячи саженцев сосны и тематическую аллею из крупномеров.

Скачайте приложение «ОПТИКОМ»

ru.opticomru.opticom
Москва

123060, г. Москва, 1-й Волоколамский проезд, д. 10, стр. 1 БЦ «Диапазон»

© ОПТИКОМ 2006 - 2025

Все права защищены.

Мы используем файлы cookie с целью повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.